О настройке баланса белого в цифровой камере по листу бумаги
Эта краткая статья посвящена простейшему способу ручной настройки баланса белого при фотосъемке готовых моделей по листу белой бумаги, который рекомендуется поставщиками цифровых фотокамер, имеющих функцию настройки баланса белого вручную.
Я написал ее как бы в дополнение к большой и полезной статье «О фотосессиях для моделей, или почему модели на фотографиях выглядят хуже, чем на самом деле» и первоначальный вариант поместил на форуме по ее обсуждению.
Вообще существуют два способа настройки баланса белого вручную: по падающему свету и по отраженному свету. Следующий рисунок иллюстрирует эти способы:
При настройке баланса белого по падающему свету на пути основного потока света к объекту съемки помещается рассеивающий объект (специальный рассеивающий диск или просто матовое или молочное стекло), камера наводится на него (наведение описано в инструкции) и выполняется настройка. Этот способ требует наличия рассеивающего диска или стекла; диск нужно где-то приобрести, а стекло лучше иметь не любое, а фотографическое (без оттенка). Однако рассеивающий диск нетрудно приобрести в фотомагазинах, к примеру, такой, какой использую я — Seculine ProDisk:
Второй же, самый, как заявляется, простой способ ручной настроки баланса белого по отраженному свету заключается в том, что на пути основного светового потока к объекту съемки помещается лист белой бумаги, камера наводится на него (наведение опять же описано в инструкции) и выполняется настройка по отраженному свету.
Все, казалось бы, просто, но на самом деле не все так просто. Дело в том, что выбор бумаги может заметно повлиять на полученные снимки, поскольку разные «белые» бумаги на самом деле не совсем белые и отражают свет по-разному. Любая белая бумага имеет тот или иной оттенок в той или иной степени; этот оттенок и его интенсивность зависят от сорта бумаги (причем, как мы увидим ниже, чем «лучше» бумага, тем существеннее может быть оттенок). С другой стороны, способ настройки по листу бумаги предполагает, что используемый лист не имеет никакого оттенка — то есть одинаково отражает красные, зеленые и синие лучи падающего света. Если лист отражает разные цвета по-разному, камера будет введена в заблуждение.
У меня есть специальный диск для настройки баланса белого по падающему свету (Seculine ProDisk) и молочное стекло для этих же целей, но часто мне удобнее выставлять баланс белого по листу бумаги (по отраженному свету) — особенно в случаях, когда при съемке нет выраженного основного света. Поэтому я заинтересовался настройкой баланса белого по разным бумагам и влиянием полученной настройки на результаты съемки с целью выбрать такую бумагу, которая давала бы приемлемый (а лучше, конечно, точный) результат.
Поэкспериментировав с разными бумагами и с двумя камерами (Lumix DMC-LX3 и PowerShot A630), имеющими функцию настройки баланса белого вручную, и используя в качестве эталона вышеупомянутый рассеивающий диск Seculine ProDisk для настройки баланса белого в контрольных снимках, я обнаружил, что из всех бумаг, бывших у меня под рукой, наиболее точный (или, если хотите, «истинный») белый цвет имеет обыкновенный Гознаковский ватман, который я покупаю в ближайших канцтоварах. Следующая картинка иллюстрирует мои сравнения и выбор (снимки получены камерой Lumix DMC-LX3, что, впрочем, неважно):
Снимок 1 показывает, что при настройке баланса белого по рассеивающему диску Seculine ProDisk снятый лист ватмана получился практически точно серым — может быть, чуть больше синего. Осредненный по полю снимка цвет ватмана — RGB 124-124-126.
На снимке 2 баланс белого выставлен по ватману, и этот же ватман снят. Осредненный по полю снимка цвет ватмана — точный серый — RGB 125-125-125.
Это практическое совпадение означает, что Гознаковский ватман вполне подходит для настройки баланса белого по отраженному свету — результат съемки будет практически тот же, что и при настройке баланса белого по падающему свету (посредством Seculine ProDisk). Иначе говоря, как бы я ни настраивал баланс белого — по диску (по падающему свету) или по листу ватмана (по отраженному свету), результат я получаю практически одинаковый (и в том, и в другом случае снимаемый объект имеет на снимке одинаковую интенсивность красных, зеленых и синих цветов).
Снимки 3 и 4 показывают результаты съемки других «белых» бумаг при настройке баланса по ватману (что, как я уже убедился, практически то же, что и выставление баланса по Seculine ProDisk). Отлично видно, что эти бумаги (офисная бумага и фотобумага) имеют весьма выраженный избыток синего в отраженном свете, особенно офисная бумага Ballet Classic.
Естественно ожидать, что если я стану выставлять баланс белого по одной из этих бумаг, то полученные снимки будут иметь «прибитый» синий цвет, то есть будут желтоватыми. Что благополучно и подтверждается снимком 5: при балансе, выставленном по листу Ballet Classic, снимок листа ватмана имеет существенную желтизну. Синий цвет на этом снимке «прибит» аж на 10%, что, конечно, неприемлемо. При настройке баланса по листу Ballet Classic камера «видит» избыток синего в свете, отраженном от этого листа, и пропорционально уменьшает свою чувствительность к синему на эти самые 10% — а в результате снимок выходит с желтым оттенком (с избытком красного и зеленого цветов).
А вот контрольные снимки, сделанные при настройке баланса белого по ватману и по «белой» бумаге Ballet Classic:
Снимок слева снят с настройкой баланса белого по ватману, а снимок 2 — с настройкой по бумаге Ballet Classic. Снимок справа явно желтоватый и неверный. Особенно заметно то, что на втором снимке пропал особенный кремовый цвет кузова модели автомобиля, который из-за избыточной желтизны совершенно смешался с золотистым цветом других деталей. То есть у меня здесь вышел хороший пример того, как совсем небольшие ошибки в настройке белого могут существенно исказить полученный снимок.
Синий оттенок тестированных потребительских бумаг неудивителен — этот оттенок придает бумаге впечатление чистоты и усиливает субъективное ощущение белизны (что должно привлекать потребителя), но он же делает их непригодными для целей выставления баланса белого по отраженному свету. Наоборот, Гознаковский ватман делается по жестким ТУ без оглядки на привлекательность — если в ТУ написано, что он должен быть белый, то он и делается белым — хотя, может быть, и с незначительными отклонениями от партии к партии.
Вывод: для настройки баланса белого в цифровой фотокамере вполне можно использовать лист Гознаковского ватмана, и не стОит использовать случайную непроверенную бумагу, даже если она не имеет заметного на глаз оттенка («Внешность обманчива» — сказал еж, слезая с сапожной щетки…)
==================
(С) 2009 М.Голованов для портала SCALEMODELS.RU. При перепечатке ссылка на автора обязательна