Фильтр! Фильтр! Фильтр!

В последнее время в публикациях, статьях,интернет-сайтах очень часто упоминется слово «фильтр».Но не менее часто многие моделисты задаются вопросом:»А что это вообще такое и зачем этот технический приём нужен?»

Смысл приёма заключается в его названии — мы наносим на поверхность модели очень жидкий,почти прозрачный раствор краски и в итоге смотрим на поверхность,словно через очень бледный светофильтр.Здесь мы сталкиваемся с так называемым оптическим,а не механическим смешением цветов.Например, зеленый цвет с коричневым оттенком можно получить,смешав зеленую краску с коричневой,а можно на зеленую краску наложить прозрачный слой коричневой.Оттенок будет тем же,но сама «ткань» цвета будет более интересной и сложной.

Если речь идет о каком-то методе,то зачастую моделист сразу хочет видеть результат-сделал пару-тройку каких-то магических операций — и всё,модель мгновенно преобразилась.Стоит себя подготовить к тому,что если мы хотим сделать реалистичную серьёзную модель,то будем долго идти к сложному внешнему виду за счет таких незначительных операций,которые вкупе составят цельную картину.Сам по себе фильтр сильно модель не преобразит,но вместе с последующими приёмами сделает своё маленькое,но важное дело на пути к реализму вашего маленького шедевра.

Можно ли обойтись без фильтра? Конечно, можно,но, уверен, попробовав сделать однажды эту несложную процедуру, вы поймете, в чем её прелесть и необходимость.

Итак,наша модель окрашена из аэрографа,смотрится аккуратно,но очень уж стерильно и плоско.Самое время начать её усложнять и фильтр будет первой операцией на этом пути.Для начала определимся,что по-большому счету,фильтр-это не имитация чего-либо,а просто живописное усложнение или корректировка оттенка базовой покраски.Оптимальной для нанесения фильтра является матовая или полуматовая поверхность-на глянцевую поверхность фильтр попросту равномерно не ляжет.
Для приготовления раствора нам понадобится масляная краска и разбавитель для нее (который.естественно,нейтрален для базового слоя краски).В качестве разбавителя я использую художественный разбавитель для масляных красок №4 (он же «пинен»). Очень хорошо зарекомендовал себя разбавитель фирмы MIG-productions.
2

Ну и конечно,можно воспользоваться фильтрами фирмы SIN,которые представляют готовые к нанесению смеси, скомпонованные по тематическим наборам-немецкая техника,техника союзников,техника африканского корпуса…
3

Масляную краску необходимо тщательно смешать с разбавителем в какой нибудь небольшой емкости в соотношении примерно 5 к 95..Мы получим очень жидкую субстанцию,которую кистью аккуратно нужно нанести на поверхность нашей модели.
4

Для этого хорошо подойдут немаленькие круглые кисти (например колонок,№№3-6,в зависимости от размера модели).
Теперь самое главное-при всей схожести процессов,важно помнить,что фильтр-это не смывка.При смывке нам необходимо,чтобы раствор скапливался в углублениях,подчеркивая рельеф. Фильтром мы равномерно покрываем (а не заливаем) в меру влажной кистью всю поверхность, не позволяя раствору скапливаться в углублениях (удаляем излишки отжатой на бумаге кистью).
5

Наносим слой равномерно,с одного захода,не касаясь уже пройденных мест,это может привести к появлению ненужных цветовых «нахлестов». Перед нанесением очередного фильтра предыдущий слой должен как следует высохнуть.
6

На фото видно,как тонко отличается оттенком кузов «Доджа»,на который нанесен коричневатый фильтр,от остальной модели без фильтра.
7

Стоит также отметить,что в этой технике очень важен творческий художественный взгляд на свою модель-то есть нельзя сказать конкретно,что нужно нанести один,два или пять фильтров или категорично говорить о каком-то определенном цвете.

Например,работая с серым немецким танком,мы можем сделать первый фильтр голубого цвета,потом посмотрев на результат добавить очень бледный охристый или песочный фильтр,а завершить нейтрально коричневым.Это не значит,что танк изменится до неузнаваемости-он останется всё-тем же серым.Но это будет совсем другой,сложный,»грамотный» серый цвет.
8 9

Посмотрите теперь на поверхность модели вблизи-это уже не мертвое скучное раскрашивание,а своеобразная живопись,взаимодействие цветов! Помимо усложнения цвета,фильтром также можно подкорректировать,вытянуть базовый цвет до нужного оттенка,например придать серому немецкому известный голубоватый оттенок.
10

В любом случае,операция эта очень тонкая и ей лучше не злоупотреблять.Не забывайте,что это всего лишь первый шаг в отделке модели.
Кстати,за то время,что вы читали эту короткую статью, можно нанести фильтр на модель!
Удачи!

Демченко Владимир.

Позволю себе небольшой комментарий. В статье в качестве примеров приведены модели наземной техники, но это не означает, что сам принцип фильтров и основные приёмы их приготовления и нанесения не подходят для моделей летательных аппаратов. Помимо указанного в статье усложнения цвета, можно с успехом имитировать изменение свойств красочного слоя от воздействия различных факторов, например, погодных. Вопросы можно задавать в обсуждении статьи, автор с удовольствием ответит. А я ему постараюсь в этом помочь. Демченко Вячеслав.

Источник