Технологии: Как рисовать декали

Недавно один из знакомых спросил меня, как рисовать декали. Ну, я и написал ему небольшую инструкцию, как это обычно делаю я. Спустя какое-то время еще один товарищ обратился с тем же вопросом. Вот и посетила меня мысль, что вместо того, чтоб каждому по отдельности рассказывать одно и то же, стоит, наверно, изложить это один раз, но для всех. Вдруг моя инструкция пригодится еще кому-то.

Кто-то скажет, зачем раскрывать тайны ремесла. Но я размышляю следующим образом. Во-первых, даже зная технологии, вряд ли все дружно кинутся рисовать декали. Ну один, ну два, может три… Но чтоб все дружно, то это вряд ли. Так что мне работы хватит на долгие годы вперед. Во-вторых, не такое уж это легкое дело, чтоб кто-то все бросил и начал заниматься только рисованием декалей. Я вот этим занимаюсь не на постоянной основе, а в свободное от работы время. И уж точно этим на жизнь не заработаешь. Так, подработка, небольшая прибавка к зарплате. А конкурировать в области декалерисования довольно сложно, так что без приработка не останусь. В-третьих, чтобы заниматься рисованием декалей, все-таки надо иметь определенные навыки в компьютерном дизайне, по меньшей мере, быть знакомым с работой в программах векторной и растровой графики. К примеру, до того, как я начал рисовать декали, я уже проработал порядка десяти лет дизайнером в периодических СМИ и знаком с такими программами, как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и CorelDraw. Как раз эти навыки мне и помогли с некоторыми корректировками под технологические особенности шелко-трафаретной печати перейти к рисованию декалей. И вот я уже года три занимаюсь рисованием декалей. Потому мой обзор в первую очередь ориентирован на тех, кто уже имеет хоть какие-то навыки работы в программах компьютерного дизайна, чтобы не разжевывать все подробно. Потому нюансов работы с самими программами касаться не стану. Только то, что связано с процессом рисования декалей. 

Конечно, я не стану утверждать, что мой метод самый правильный и оптимальный. Наверняка есть приемы и способы более оптимальной работы. Но кто-то, возможно, почерпнет что-то новое. А кто в этом деле новичок, узнает что-то полезное. 

Работаю в CorelDraw. Не совсем идеальная программа, но так сложилось исторически, что первые заказы были именно с использованием этой программы, остальные заказчики не противились ее использованию, так и продолжаю работать в этой программе. Разве что конечный вариант приходится каждый раз согласовывать с версией программы заказчика, поскольку CorelDraw имеет неприятный нюанс – более ранние версии не открывают файлы, сделанные в более поздних версиях. У программы есть и другие неприятные особенности. В частности, имеет привычку в неподходящий момент глючить, из-за чего рабочий файл оказывается поврежденным и бывает, что больше не открывается. Потому имею в своей привычке многократное дублирование рабочих файлов на разных этапах работы, чтобы иметь возможность восстановить работу на любой из стадий. 

Рассмотрим все этапы работы по отдельности.

Сбор материалов

Поиск чертежей, фото, боковиков. Невозможно знать все и во всем быть экспертом. Кто-то хорошо разбирается в сборе информации, ну я рисую. Потому обычно работаю с кем-то в паре, кто в данной теме хорошо разбирается. В принципе, один из моих постоянных экспертов относительно авиации ВМВ является Александр Ручковский. Его знания советской, британской и ленд-лизовской техники часто меня выручали. В отдельных случаях помогали другие коллеги. Все их имена присутствуют на инструкциях к декали в разделе благодарностей. А основной консультант указан на обложке к декали, как соавтор.

Чертежи обычно предварительно чищу от мусора сканирования в PhotoShop, делаю контрастнее и убираю лишнее, типа текста и сечений. Иногда приходится переводить из GIFF, TIFF. BMP в JPG.

Рисование схемы

Сначала импортирую чертеж в CorelDraw. По информации в Wiki или с сайта Уголок неба перевожу длину и размах в нужный размер. Рисую прямоугольник с полученными параметрами и подгоняю чертеж под размеры. Поскольку точное совпадение не требуется, то +- 1-2% не существенны.

Кстати, перепробовав кучу чертежей, пришел к выводу, что совершенно точных или правильных чертежей в природе попросту не существует. Достаточно взять несколько чертежей на один и тот же ЛА, подогнать под один размер и наложить друг на друга, чтоб в этом убедиться. Любые чертежи рисуют люди, а людям все-таки свойственно ошибаться. Добавьте сюда погрешность сканирования, и получаем полный бардак. Самое часто встречающееся явление – половины чертежа не симметричны оси. Согласитесь, не совсем логично, когда правая и левая плоскости крыла имеют разную длину или стреловидность, но в чертежах такое встречается сплошь и рядом. Был у меня еще случай с А-20 Boston, когда передняя кромка крыла имела обратное V, хотя должна была быть строго перпендикулярна оси. Вот с тех пор имею очень скептическое мнение относительно чертежей. Впрочем, верить чертежам или не верить, это дело каждого. Навязывать своего мнения не стану.

Кстати, чтобы нарисовать на крыло Бостона дорожку для хождения, мне прислали скан крыла модели МРМ, и по этому скану я эту дорожку и рисовал. А по чертежу нарисовать дорожку правильно не получалось по указанной ранее причине – слишком кривые чертежи.

По импортированному чертежу рисую векторную схему. Поскольку CorelDraw, как уже писал ранее, программа не слишком надежная, то разные этапы работу предпочитаю на всякий случай разделять на отдельные файлы. Как минимум, отдельно два шаблона — схема и стандартный камуфляж, а каждый отдельный вариант рисую отдельно.

Нюанс: Чтобы не путать, какой элемент чертежа уже нарисован, а какой еще нет, я в программе по умолчанию задал цвет линий зеленый. В принципе, можно задать любой другой цвет, отличный от белого и черного, просто зеленый мне не режет глаз. Но каждый может подобрать для себя любой удобный ему цвет. Ширину линий без изменения параметров задана по требованию заказчика для макетов инструкции — 0,12 мм. Но это зависит от заказчика. Бывают и другие параметры линий.

Рисование стандартной схемы камуфляжа

По готовой схеме в отдельном файле рисую стандартный камуфляж. Если на конкретный вариант камуфляж не разобрать, то оставляю стандартный. Если по фото конкретного борта можно разобрать линии камуфляжа, то при рисовании вариантов камуфляж рисуется по фото. Но подробнее об этом чуть позже.

Что касается стандартного камуфляжа, то, в частности, очень часто на британской авиации ВМВ камуфляж практически на всех бортах имеет стандартную схему. В принципе, это в полной мере относится и к американской авиации. Советская авиация начала войны не сильно отличалась схожестью, потому желательно смотреть на фото конкретного борта. Вот ленд-лизовская техника поверх стандартного британского или американского камуфляжа могла иметь такие замысловатые советские закрасы-перекрасы, что без помощи эксперта в данной области разобраться крайне непросто. 

Стоит также учесть, что практически все фото тех времен черно-белые, потому любые трактовки цвета камуфляжа имеют определенную условность и могут быть разногласия во взглядах. Потому сложно найти совершенно совпадающие боковики одного и того же борта. И по этой причине к любым боковикам стоит относиться с определенной долей скептицизма, т.е. не верить безоговорочно нарисованному боковику. Боковик – это видение окраски самого автора, рисовавшего боковик, но не всегда оно соответствует действительности.

Проекции сверху и снизу рисую только в шаблоне стандартного камуфляжа, поскольку обычно на всех вариантах одного ЛА опознавательные знаки обычно наносятся примерно одинаково, видов сверху и снизу обычно редко бывают на каждый вариант отдельно, потому достаточно нарисовать один раз. Разве что если есть существенные отличия, то рисую виды на верх и низ отдельно. Потому при работе с отдельными вариантами обычно рисую только боковые виды.

Рисование конкретных вариантов и бортов

Из шаблона с камуфляжем уже рисую конкретные борта. Каждый в отдельном файле. Не знаю, возможно, другие способы лучше, но я пользуюсь таким образом. Каждый макет я разделяю на три страницы: первая сборка камуфляжа, схемы и всех элементов, вторая — отдельно схема, третья — только камуфляж. Насколько я знаю, другие пользуются слоями, но мне удобнее так. Так я могу вносить правки отдельно в камуфляж и схему, группировать их и собирать все вместе на первой странице. Не люблю, когда что-то мешает, потому работа со слоями мне не очень нравятся. На четвертой странице беру только контур схемы, под который подгоняю изображение рисуемого варианта.

Нюанс: обычно, если дело касается ВМВ, то обычно есть изображение только одного бока самолета. Поэтому рисую только его, чтобы не фантазировать на свободную тему. Именно этот вид и идет в инструкцию, без разницы, правый это вид или левый. Обычно фотографируют левый бок, поскольку на нем наносится графика. Если же есть фото или боковик обеих сторон, то рисуются оба вида и в инструкцию уже идут оба вида.

Каждый вариант обычно рисую от простого к сложному. Сначала ОЗ, потом коды, серийные номера, надписи, в самом конце графику.

ОЗ обычно стандартные, что касается британцев (жесткий размер и пропорции, никаких вариаций, привязка только к времени, потому имеется вариант до 1941 года, с 1941 по 1945 и после 1945) и американцев. У немцев немного вариаций, в основном несколько стандартных. Сложнее с советскими звездами, поскольку до 1943 года было много вариантов рисования звезд. И без окантовки, и с черной окантовкой, и с одинарной белой окантовкой, и с двойной бело-красной окантовкой, причем ширина белой окантовки могла быть как узкой, так и широкой. Рисовали и т.н. кремлевские звезды. Потому тут единого стандарта нет и надо ориентироваться на фото.

На ленд-лизовской американской технике звезды красили так: на фюзеляже белая звезда закрашивалась красной, причем не до конца, оставалось белая окантовка. А по внешнему краю наносилась еще и красная окантовка, потому звезды визуально выходили за круг. Круг мог оставаться синим, мог быть закрашен советским зеленым. На крыле снизу ОЗ закрашивался советским голубым, сверху — советским зеленым, причем без разницы, какой цвет камуфляжа был под ОЗ. Потому столько вариаций. Бывали случаи совсем кривых звезд, как на Hurricane IIb, и приходилось для достоверности безжалостно деформировать звезды.

Если есть какие-то эмблемы, которые идут на разные варианты, рисую их отдельно снова же в отдельном файле. Потом просто подгоняю их под размер на проекции и добавляю к варианту.

Надписи если мелкие и не разобрать, какой именно шрифт, беру либо Arial без засечек, либо Time New Roman с засечками. Если шрифт читается и стандартный, то ищу нужный шрифт. Если же нестандартный, то отрисовываю каждую букву отдельно. 

Графику обычно предварительно в PhotoShop разворачиваю и деформирую так, чтобы изображение получилось более-менее плоским без деформаций. Ну и после того, как нарисовал, еще раз проверяю, чтоб выглядело недеформированным. 
Глаз во время работы быстро замыливается, потому часто уже не замечаешь очевидных проколов. Еще и по этой причине стараюсь работать с кем-то в паре: свежим взглядом разные неточности все-таки проще заметить. Более того, даже эксперт, с которым я веду проект, может что-то пропустить. Именно поэтому совсем не лишним оказывается помощь коллег с форума, которые зачастую дают очень дельные советы.

Рисование технички

       

Отдельно рисую техничку. Для этого обычно использую шаблон схема. Если дело касается самолетов ВМВ, то собрать техничку помогает Александр Ручковский. Он мне дает фото с образцами шрифта и дает правильные надписи. Для современной авиации техничку обычно собираю сам. Для F-16 взял со сканов декалей от других производителей, для Су-34 собирал по фото, что были.

Сведение инструкции

Беру все нарисованные боковики и совмещаю на одном листе заданного заказчиком формата со всеми данными им логотипами и стандартным оформлением. Масштабирую, чтоб все поместилось. Добавляю текст описания на варианты. Нумерацию добавляю уже после сведения декали.

Сведение декали

Самая сложная в процессе рисования и самая ответственная часть проекта.
Все элементы с боковиков и технички собираю на листе заданного заказчиком формата. Обычно дается поле 4-5 мм на рез. Размещаю логотип, потом размещаю элементы по декали.

При этом необходимо учесть множество нюансов и правил. 

Нюанс 1. Элементы одного цвета размещаются ближе друг к другу. При этом многоцветные элементы должны оказаться в центр листа — одноцветные — по краям. Связано это с тем, что по краям листа совместить разные слои краски сложнее. Потому сверху и снизу листа размещаются одноцветные элементы, ближе к центру двухцветные, далее в центр по мере увеличения количества цветов. Потому обычно сверху даю звезды или одноцветные коды, а снизу листа — техничку. По бокам одноцветные серийные номера.

Нюанс 2. Краска наносится слоями последовательно от самого светлого до самого темного. Т.е. внизу всегда белый, на самом верху — черный. Краска наносится трафаретным способом, потому печать и называется шелко-трафаретной. Если нужен белый блик на черном фоне, то это значит, в черном фоне должна быть в этом месте дыра. И это касается любого другого более темного цвета по отношению к более светлому. Никогда не стоит забывать, что белого поверх темного быть не может. Обычно в многоцветных элементах для простоты объекты одного цвета объединяю (не группирую, а объединяю). Тогда лучше видно, правильный ли порядок цветов. Снова же всегда следует учитывать, чтобы края отверстий не совпадали. Т.е. в отверстии края более светлого цвета должны быть под темным под небольшим отступом. Если под темным несколько светлых цветов, то не обязательно, чтоб края скажем, желтого отступали меньше, чем белого под желтым и черным.

Нюанс 3. Поскольку обычно цвета не настолько укрывистые, чтоб не просвечивал камуфляж, обычно под все цветные элементы подкладывается белая подложка, она обычно меньше элемента на 0,15 мм, чтоб при смещении печати белая подложка не вылезла наружу. Не добавляется белая подложка только под черный цвет или если элемент слишком мал, чтоб под ним поместилась подложка с отступом от края. Потому под цветную техничку и маркировку лопастей подложка обычно не дается.

Нюанс 4. От количества цветов зависит стоимость печати. Потому чем меньше цветов, тем лучше. Рядом с декальным листом даю таблицу использованных в декали цветов от самого светлого снизу до самого темного сверху. Потому если возникает перебор цветов, приходится унифицировать цвета, т.е. два близких цвета заменяю каким-то одним. Из-за этого иногда пропадают некоторые оттенки или возникает несоответствие цветам исходника. А скажем, при рисовании Pin Up переходы теней на теле пришлось ограничить тремя оттенками бежевого, хотя для большей сглаженности нужно было бы больше.

Нюанс 5. В макете не должно быть обводок. Поэтому все обводки переводятся в объект. А в самом конце я еще поиском проверяю, не осталось ли каких-то пропущенных и не переведенных в объект обводок. Иногда обнаруживаются невидимые обводки, потерявшиеся в процессе работы.

Нюанс 6. Желательно при возможности уменьшать количество узлов нарисованных элементов. Иногда программа при объединении разных фрагментов кривые линии разбивает на множество прямолинейных фрагментов с большим количеством узлов. Вот поэтому при сведении элементов декали нужно отслеживать такие вещи и удалять лишние узлы. Естественно, при этом желательно, чтобы изображение сохранило свой первоначальный вид.

Сведении декали снова же делаю от простого к сложному. Т.е. сначала готовлю одноцветные элементы, потом двухцветные и по мере увеличения количества цветов. В итоге самые многоцветные элементы готовлю в самом конце.

Добавляется лаковая подложка, которая обычно на 0,25 мм шире элемента (на декальном листе я делаю ее розового цвета).


Для контроля в самом конце делаю еще и дополнительную проверку: на копии файла начинаю удалять с макета цвета от черного до белого. Так я проверяю, не осталось ли неунифицированных цветов, невидимых элементов или дубликатов каких-то элементов одного под другим. Ну и заодно проверяется трафаретность элементов. Также проверяю, не нарушена ли где-то очередность цветов. Наиболее сложные элементы проверяю отдельно по несколько раз.

Насколько я знаю, печатники при подготовке макета объединяют все элементы одного цвета для создания трафарета под конкретный цвет. Я обычно предоставляю заказчику макет в CMYK (при этом перед сдачей макета обязательно поиском проверяю, не затесались ли какие-то элементы в RGB), а заказчик или печатник переводит цвет в пантонные цвета. 
Потом номерую элементы декали и переношу нумерацию в инструкцию. 

После того, как декаль сведена, я проверяю ее еще и таким способом: распечатываю на любом принтере на обычной бумаге. Если есть декаль конкурентов, сравниваю размер ОЗ и каких-то других крупных совпадающих элементов, вроде кодов или серийных номеров. Также вырезаю из распечатки отдельные фрагменты, особенно если речь идет про объемные изображения (пасти, обтекающие капот или фильтр, как на Р-40 и прочее), макаю фрагмент в воду и прикладываю к модели, чтобы посмотреть, как он ложится. Для таких случаев покупаю или прошу у кого-то из знакомых на время модель. Слышал, что кто-то делает распечатку на декальной бумаге и наносит ее на модель, как полноценную декаль… Но я не настолько богат, чтоб еще тратиться на декальную бумагу, потому пока что довольствуюсь ч/б распечаткой на обычной офисной бумаге. Обычно этого вполне достаточно.

На самом деле, нюансов гораздо больше и за один раз все просто не перечислить. Сам неоднократно делал ошибки: один раз на британском ОЗ забыл белый круг поверх темно-синего, в итоге он просто пропал. В другой раз добавил нумерацию вариантов в декаль, но номера были в кружках, кружки остались обводкой, а при печати круги просто закрасились сплошным синим, отчего номера потерялись на темном фоне.

После всех проверок отправляю макет заказчику. После этого проект считается завершенным. 

По большому счету, для подготовки макетов для печати на декальной бумаге многие нюансы шелко-трафаретной печати попросту не нужны. Потому про многие из них можно смело забыть. Но при этом возникают другие нюансы. В частности, вы вряд ли найдете принтеры, печатающие белым цветом, потому что производителем оргтехники изначально предполагается печать на бумаге с белой основой. И этот нюанс также создает определенные трудности. В принципе, для простых элементов достаточно напечатать на декальной бумаге с прозрачной основой, но если нет на рисунке белых элементов и цвет достаточно укрывистый, чтобы не просвечивал камуфляж. В противном случае необходимо, видимо, печатать две распечатки – подложку на бумаге с белой основой и все остальное на бумаге с прозрачной основе. Но и тут есть нюансы. Не стоит забывать, что на бумаге белая подложка распространяется на весь лист, потому элементы нужно давать каким-то контрастным контуром и вырезать очень точно. Ну а совместить белую подложку с декальным элементом, это уже мелочи по сравнению со всем остальным. 

С растущей доступностью декальной бумаги и цветных лазерных принтеров уже практически каждый может нарисовать то, что ему больше по душе и распечатать для своей модели уникальную декаль, каких никто еще не производит. И можно не ждать, пока кто-то из производителей афтемаркета созреет нарисовать интересующий вас вариант.

Для тех, кто планирует рисовать для шелко-трафаретной печати, надеюсь, моя инструкция также пригодится. Я вряд ли смог ответить на все интересующие вопросы, но основные, думаю, все-таки снял. 
Удачи вам в ваших проектах! 

Павлыгин Александр (foxbot).

Источник