Мягкие тени со встроенной вспышкой в предметной съёмке
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами одной фотографической хитростью, которая позволяет сравнительно легко получать фотографии с «мягкими» тенями с использованием встроенной вспышки фотоаппарата. Метод этот хорошо знаком фотографам-любителям.
Вспышки в фотографии существенно облегчают жизнь фотографам, поскольку позволяют снимать с малыми выдержками, с рук – без возни со штативами. Также, вспышки позволяют доставлять свет туда, где он нужен. Подавляющее большинство современных фотоаппаратов имеют встроенные вспышки. Причём, как это ни удивительно на первый взгляд, отсутствуют встроенные вспышки на самых дорогих профессиональных моделях фотоаппаратов. Однако, к сожалению, встроенные вспышки имеют ряд существенных недостатков.
Одна из проблем с использованием встроенной вспышки заключается в том, что она создаёт на фотографии резкие узкие некрасивые тени. На приведённой ниже картинке верхняя фотография сделана с применением встроенной вспышки без фокусов. Видна резкая тень от дверного проёма на задней стенке десантного отсека.
При получении нижней фотографии фокусы применялись – тень имеет мягкие размытые края. Собственно, фокус заключается в том, чтобы разместить перед встроенной вспышкой фотоаппарата рассеиватель, роль которого может сыграть лист белой бумаги. Просто возьмите первый попавшийся лист белой бумаги и рукой поместите его подальше перед вспышкой так, чтобы он не попадал в кадр.
Что при этом происходит, схематически показано на следующем рисунке:
В верхней части рисунка показано как формируется тень от вспышки без рассеивателя. Тут всё более-менее понятно… Когда перед фотоаппаратом помещается лист бумаги (нижняя схема), в момент, когда его освещает вспышка, сам лист становится распределённым источником света, который освещает фотографируемый объект. Поскольку вторичный источник света имеет большую площадь по сравнению с просто вспышкой, то и тени на фотографии получаются размытыми. Приблизительно то же происходит, когда солнце, которое можно в данном случае сравнить со вспышкой, закрывают облака и тени на земле размываются вплоть до полного исчезновения.
В заключение хочу отметить ряд моментов касательно этого метода:
- Используя рассеиватель, вы сильно уменьшаете дистанцию действия вспышки. Т.е., для предметной съёмки этот метод подходит, а вот для портретов пожалуй уже не очень. Разве что для портретной съёмки кота.
- Для увеличения площади вторичного источника света следует поместить рассеиватель подальше от вспышки. Однако выдвигать лист бумаги далеко вперёд за дульный срез объектива не следует – рассеянный свет может попадать в объектив под большим углом и создавать равномерную засветку кадра, что снижает контраст. Если объектив имеет бленду, стоит ею воспользоваться. Бленды эти нужны как раз для таких случаев.
- Данный метод хорош тем, что не требует никаких специальных приспособлений. Оглянитесь вокруг и вы наверняка найдёте то, чем можно воспользоваться в качестве рассеивателя.
- Лист бумаги не обязан быть чистым, но должен быть чёрно-белым. Т.е., страница печатного текста годится, если на ней нет цветных иллюстраций. Если бумага будет иметь цветные участки, то они будут окрашивать рассеиваемый свет, что может плохо отразиться на балансе белого.
На мой взгляд, этот метод может улучшить качество фотографий в тех случаях, когда нет смысла разворачивать полноценную фотостудию. Например, при фотографировании промежуточных этапов работы.
Источник