CombineZM – ГРИПа столько сколько нужно

Приветствую, уважаемых коллег! 
Сразу сделаю оговорку: Я стараюсь разобраться лишь в отдельных практически нужных мне вопросах фотодела и не являюсь гуру фотографии. Поэтому извиняюсь, если буду не точен в терминологии и продемонстрирую несколько поверхностный подход в своей статье.

Все онлайн моделисты фотографируют свои модели. Для «мелких» масштабов фотографирование модели можно смело относить к области макросъемки. ГРИП(глубина резко изображаемого пространства или глубина резкости, т.е. зона, при нахождении в которой объекты в кадре выглядят достаточно резкими) для фотодела в общем и макросъемки в особенности (поскольку чем ближе расстояние до фотографируемого объекта тем меньше глубина резкости) является довольно значимым вопросом.

Влияние на глубину резкости размера диафрагмы и расстояния до объекта достаточно популярно описывается в статье «Глубина резкости в фотографии».

В качестве классического примера посмотрим на фотографию линейки:

Глубина резкости на этой фотографии – область линейки примерно от 6 до 8,5 см. 
Таже ситуация показана при фотографировании модели танка:

Идея накладывать серию фотографий одного объекта с разными зонами фокусировки для увеличения глубины резкости на конечной фотографии, достаточно старая технология (встречал название этой технологии — стекинг или совмещение фокуса), но широкой публике (к которой я отношу и себя) мало известная. Наткнулся на эту технологию случайно, изучая вопрос управления фотокамерой с компьютера. Попробовал – понравилось, для фотографирования масштабных моделей очень годный прием.

Суть технологии в следующем: делается серия снимков с разными точками фокусировки

Далее, эти снимки стекируются и в результате получается фотография с суммарной глубиной резкости обрабатываемой серии снимков.

Покажем этот на примере фотографирования немецких мотоциклистов в масштабах 1/72 и 1/35

Первый снимок – фокус наведен на мотоцикл с коляской

Второй снимок – наводим фокус на фельджандарма

После выполнения процедуры совмещения фокуса получаем из этих двух снимков фотографию на которой оба мотоцикла находятся в зоне резкости:

Процедуру стекинга можно сделать в ручную в Фотошопе, но проще воспользоваться бесплатной программой CombineZM от Alan Hadley:

Программа доступна для скачивания с многих ресурсов и легко находится через поисковые системы(размер установочного пакета утилиты 3,5 Мб). После установки, запускаем программу и выбираем пункт меню File->New. В появившемся диалоге выбираем ВСЕ файлы фотографий которые надо стекировать и нажимаем кнопку «Открыть».

Программа имеет два окна: окно управления и информационное окно «CombineZM Progress». На иллюстрации это окно показано после загрузки обрабатываемых файлов (в программе они называются фреймами(Frame))

После чего выбираем пункт меню Macro->Do Stack для запуска процесса стекирования

На передний план выводится информационное окно в котором отображается ход обработки задания

О завершении выполнения задания говорит надпись «*** Finished Executing Do Stack Macro ***» и на передний план выводится окно управления программы. Для экспорта результата стекирования выбираем пункт меню File->Save Frame/Picture as 

Выбираем размещение и имя для файла результата и нажимаем кнопку «Сохранить». В результате, с минимальными дополнительными усилиями, получаем фотографию на которой весь фотографируемый объект находится в зоне резкости.
Я при помощи CombineZM собирал стек из 6 фотографий:

Но в интернете читал о сериях из 30-ти и более фотографий в стеке.

Я снимал фотографии для совмещения фокуса с штатива и при постоянном свете (3 светильника с энергосберегающими лампами на 4200К). Думаю что, неподвижное положение камеры и одинаковая освещенность являются важным условием для успешного стеккирования фотографий.

Надеюсь информация представленная в этой статье, будет полезна коллегам по хобби.
Спасибо за внимание!

Источник