Как сделать разборную покрасочную камеру

Покраска – один из важнейших и сложных этапов работы над моделью. В большинстве своем для этого используется аэрограф (или баллончики с краской). Наверное, каждый, кто хоть раз что-то красил с помощью аэрографа в комнатных условиях, получил незабываемые впечатления от облаков растворителя и аэрозолей краски вокруг. Это смело можно считать одним из главных вредных факторов нашего увлечения. И фактором очень серьезным. Решение данной проблемы – проведение покрасочных работ в хорошо проветриваемом помещение, использование средств индивидуальной защиты органов дыхания, применение нетоксичной «химии» (например, акриловые краски). Однако, не всегда помещение можно хорошо и быстро проветрить, также не всегда получается использовать акриловые краски в работе. Выходом из такой ситуации может являться покрасочная камера (бокс) – относительное небольшая конструкция, оборудованная вытяжным вентилятором и воздуховодом для отведения вредных «выхлопов» в окружающую среду за пределы рабочего помещения – то есть, по-простому, на улицу через окно.

Постановка задачи

Существуют готовые фирменные решения — к примеру, распространённое изделие фирмы JAS. Однако, можно изготовить такую камеру и собственными руками при меньших финансовых затратах. На данном ресурсе уже обсуждались некоторые варианты, и все они имели одну общую черту – они были неразборные, зачастую стационарные.

Мне же требовалась камера, которую можно быстро собрать-разобрать и удобно хранить, не захламляя квартиру. Итак, основной критерий конструкции определен. Далее – разумеется, качественная вытяжка (вентилятор плюс воздуховод) и желательно освещение внутреннего пространства. Опционально можно снабдить камеру приспособлениями для удобства покрасочных работ (к примеру, вращающийся столик), но при этом уже следует помнить о постановке задачи – удобство сборки-разборки и хранения. Ведь, чем больше элементов предстоит монтировать, тем задача будет усложняться. Размеры будущего бокса были определены следующие: 600 х 375 х 300 — Длина х ширина (глубина) х высота, мм.

Материалы и приборы

 

  1. Для сборки покрасочной камеры я решил использовать панели из ПВХ – материал широко распространен во всех строительных магазинах, легко режется, не впитывает пары растворителей. Выбор пал на панель шириной 375 мм (длина 3000 мм). Кроме таких размеров в продаже имеется большой выбор панелей шириной 250 мм, но такую глубину для камеры я посчитал недостаточной, а возможные варианты с соединением встык двух панелей усложнит проект. Для наших целей достаточно одной панели 3000х375х8. Примерная стоимость 300 р.
  2. Вентилятор вытяжной Era-5s. Диаметр канала 125 мм, производительность 143 м3/ч (хотя на коробке заявлено 180 м3/час), уровень шума 36 дБ, потребляемая мощность 20 Вт, масса 0,55 кг. Стоимость – 400-500 р.
  3. Труба-воздуховод (гофра) из полимерной пленки на металлическом каркасе. Примерная стоимость – 400 р. за 10 м.
  4. Светильники точечные – 2 шт. (или светильник люминесцентный подходящего размера). Стоимость – 100 р.
  5. Лампочки галогенные 35 Вт – 2 шт. Стоимость – 50 р.
  6. Хомут 120-140 мм – 1шт. Стоимость – 35р.
  7. Крепеж для гипсокартона типа «бабочка» — минимум 4 шт. Стоимость – 20 р.
  8. Крепеж для гипсокартона винтовой – минимум 8 шт. Стоимость – 40 р.
  9. Крепление для стяжек на клеящемся основании. Стоимость –20 р.
  10. Шнур 220В с выключателем – 2 шт. Стоимость – 180 р.
  11. Герметик силиконовый. Стоимость – 80 р.
  12. Уплотнитель для окон самоклеящийся 3,0-3,5 м. Стоимость – 60-70 р. 
  13. Стяжки нейлоновые. 
  14. Клемники.
  15. Алюминиевая лента самоклеящаяся. 
  16. Трубка полиуретановая диаметром 8-10 мм.
  17. Две алюминиевые банки.

Конечно, вентилятор может быть другой, светильники – тоже отдельный разговор, какие уместно (и безопасно, быть может) применять в такой конструкции. Общая стоимость покрасочной камеры ориентировочно составит 1800 р. (при условии покупки всех перечисленных компонентов).

Постройка покрасочного бокса

Сборка коробки из панелей труда особого не представляет. Как говорится, сто раз отмерь – один раз отрежь. Однако, при работе с этими панелями возникают некоторые трудности именно при резке строительным ножом – не всегда получается ровно. Для разъемного соединения используем крепеж для гипсокартона. В основание вставляем 4 «бабочки» по углам и на них ставим боковые стенки нашего бокса. При этом «бабочка» раскрывается внутри трубчатого наполнителя панели и стенки держатся весьма уверенно. По идее так можно смонтировать весь короб, но тогда его жесткость может оказаться неудовлетворительной. Поэтому для крепления задней и верхней стенок используем уже винтовой крепеж. Его диаметр превышает размеры ячеек, поэтому при вкручивании винта оболочка панели деформируется под форму резьбы. В принципе, такого состояния посадочного места должно хватить на определенный срок, но лучше укрепить эту область. Я наложил несколько слоев алюминиевой самоклеящейся ленты. Для предотвращения разбалтывания соединения и надежной фиксации винта, внутрь образовавшегося отверстия с помощью эпоксидного клея установил отрезок полиуретановой трубки, разрезанной по спирали (по форме резьбы). Обязательного усиления требуют отверстия под крепеж в устанавливаемых панелях. Для этого к нескольким слоям алюминиевого скотча я добавил кусочек из «пивжести» с отверстием нужного диаметра. На места стыков панелей можно наклеить полоски уплотнителя на липкой основе для герметизации бокса.

Установка вентилятора проста – в верхней панели вырезается отверстие нужного диаметра, вентилятор фиксируется с помощью небольших саморезов (можно на клей или герметик), стык промазывается силиконовым герметиком. Эта деталь покрасочной камеры будет самая объемная, однако и она не создаст большой проблемы для поиска места хранения. Аналогичным образом монтируются два точечных светильника. Я расположил их по бокам от вентилятора с небольшим смещением от продольной центральной линии ближе к себе (к фронтальной части), чтобы лучше освещать модель при работе, ведь в середине камеры все равно не получится постоянно руки держать. Провода от светильников удобно прижать к поверхности стяжками при помощи самоклеящихся креплений. Есть пара нюансов при использовании таких осветительных приборов – это сильный нагрев и яркое свечение за пределами рабочей зоны камеры (т.е. из торчащих над крышкой кончиков лампочек прямо в глаза). Нагрев не создает больших проблем в ходе покрасочных работ. А лишний свет я прикрыл своеобразными колпачками из пустых алюминиевых банок (будь то из-под пива или газировки). Вместо двух точечных светильников можно использовать одну длинную люминесцентную лампу – ее можно удобно закрепить вверху бокса с помощью обычных стяжек. Но мощность таких ламп все же меньше. Вообще говоря, вопрос освещения должен решаться индивидуально. 

Итак, все основные шаги при постройке покрасочной камеры описаны. Осталось накинуть на выходное отверстие вентилятора гофру, зафиксировать ее хомутом, другой конец рукава выкинуть в форточку или приоткрытое окно, подать 220В на наши электроприборы, качнуть атмосферы в ресивер и приступить к безудержному распылению лакокрасочной продукции на наши модели.

По окончании покрасочных работ камера довольно легко и быстро разбирается – достаточно открутить винты и снять стенки с основания. Получаем 4 тонких и легких листа и один, верхний, немного побольше. В сложенном виде их можно хранить где-нибудь за шкафом, на балконе, под кроватью – кому как удобнее. Гофра воздуховода также может быть довольно компактно сложена и скреплена стяжками.

Результаты


Испытания собранной покрасочной камеры проводились при покраске двух моделей танков в масштабе 1:35 в течение 7 часов непрерывной работы. Использовались эмалевые краски Revell и Акан, акриловые Tamiya, растворители 646 и изопропиловый спирт соответственно. Эксперимент показал очень хороший результат – запаха краски и растворителя не чувствовалось даже рядом с боксом. Вентилятор прекрасно справлялся со своей задачей даже при продолжительном распылении растворителя широким факелом, при этом аэрограф находился у самого края рабочей зоны. Что касается освещения, то двух ламп по 35 Вт показалось недостаточно. Кроме того, рекомендую перенести их расположение ближе к передней части камеры. Осмотр вентилятора показал его сильное загрязнение краской, поэтому стоит использовать какой-нибудь фильтр на входе вентилятора. Однако, при этом снизится эффективность вытяжки. Также индивидуально, в зависимости от типа окна, придется решать вопрос расположения выкидного конца воздуховода (к примеру, в зимний период держать приоткрытое окно не всегда комфортно).

Не могу сказать, что в статье отображено какое-то ноу-хау, однако, надеюсь, мой опыт создания быстро-сборной покрасочной камеры в домашних условиях окажется полезным коллегам-моделистам. 

С уважением, Зуйко Валерий.

Источник