Работа кистью для начинающих на примере окраски фигурок

Залог успешной покраски, включающий в себя не только качественное покрытие, но и удобство работы – это инструмент. Не у всех есть возможность покупать уже готовые для работы кисти в художественных салонах, поэтому привожу некоторые рекомендации по их подготовке.

  1. Для окраски маленьких (1:35 и меньше) фигурок можно использовать кисти, начиная с номера 2 и меньше, вплоть до номера с несколькими нулями. Более крупные кисти использовать можно, но их возможности для такой мелочевки ограничены.
  2. Покупка фирменных кистей, продающихся под модельными брендами, не рекомендуется – стоимость выше, а качество еще неизвестно, у каждого художника своя «рука».
  3. Кисти из щетины также не подойдут (как правило, их продают под видом кисточек для клея), они очень жесткие, самое лучшее – белка и колонок.
  4. Кисти можно «общипывать», т.е. самостоятельно уменьшать их номер. Жесткость кисти при этом уменьшается.
  5. Кисти можно обрезать (укорачивать). В таком виде их можно использовать для растушевки и нанесения теней.
  6. Волос кисточки можно перевязать посередине, т.е. укоротить ее. Жесткость при этом увеличивается, что необходимо для нанесения тонких линий.
  7. Кисть перед первым применением следует «обжать», т.е. придать ей необходимый вид и объем.

На фотографии представлены две одинаковые кисти – белка номер 3. Левая из них – из магазина «как есть», правая обжата.
2

Для чего это нужно?

  1. Обжатая кисть держит форму; линии и пятна, наносимые ей, зависят от силы нажима при работе. Чем сильнее прижмете к поверхности, тем, соответственно, линия будет шире. При ослаблении нажима на кисть волоски опять «стягиваются», линия становится более узкой.
  2. Обжатая кисть никогда не «капает», т.е. при покраске и потеков не будет, и стол не испачкаете.
  3. За счет капиллярного эффекта для набора новой порции краски всю кисть опускать в краску не нужно, достаточно коснуться кончиком (если краска не набирается, то краска слишком густа). При этом краску надо развести несколько гуще, чем для аэрографа, но все же жиже, чем сразу из баночки; густота подбирается индивидуально.

Обжим кисти – довольно кропотливая долгая работа. Самый простой и широко используемый способ – надо намочить кисть и перевязать ее чем-нибудь, для создания тонкого кончика. В середине волоса диаметр кисти должен быть больше, чем на кончике. В связанном состоянии кисть следует высушить, затем снять обвязку и попробовать «ткнуть» получившимся острием волоса в стол. Если волос «распушился» и не принял первоначальное состояние (не стал острым), кисть следует снова намочить, перевязать и т.д., и так до тех пор, пока острие кисти не станет возвращаться в «исходное» положение. После этого кистью ни в коем случае больше не следует «тыкать» кистью, особенно во влажном состоянии, для этого можно и другие кисточки взять. После промывки кисти растворителем, ей следует пальцами снова придать нужную форму и высушить, обвязывать уже не обязательно.

Теперь о том, на чем, собственно, буду показывать, с небольшим разбором ошибок.

Мотоцикл BMW R-75 с коляской, «Звезда», масштаб 1:35.
Окраска модели производилась нитроэмалями полностью кистью, при таком методе использовать грунт необязательно – слой получается толще, чем из аэрографа, сохнет дольше и, следовательно, успевает «въестся» в пластик. При окраске моделей водорастворимыми красками, в т.ч. акриловыми, грунтовать модель следует обязательно!

Сразу оговорюсь, что модель делалась лет 8 назад, окраска и обмундирование не совсем соответствует реальным действиям. Модель представлена для ознакомления с приемами работы кистью для начинающих. В комплекте были декали для мотоцикла и солдат («птичка» на каске стоящего). Диорама создана по технологии, описанной в http://scalemodels.ru/articles/179.html

К ней добавлена карта в руках у водителя, которая несколько оживила его телодвижения.
3

На погонах и петлицах часто имеются тонкие линии, которые очень сложно ровно нанести кистью.
4 5

В данном случае на погонах есть тонкая белая линия, она красились так:

  1. Нанесение черной краской всего погона.
  2. Нанесение белой краски таким образом, чтобы осталась узкая полоска черной подложки с наружнего края.
  3. Нанесение внутреннего черного пятна таким образом, чтобы осталась узкая белая полоска.
  4. Нанести белую капельку (пуговицу или что там еще)

Итого четыре слоя в данном случае; в петлицах – серый воротник – черная петлица — красная точка. В ином случае нанесение тонкой белой полоски по черному погону и тонкой черной полоски в окантовке петлицы сразу может обернуться широкой полосой.

При нанесении разноцветного камуфляжа следует придерживаться следующего правила – чем светлее краска, тем раньше ее надо наносить. В данном случае, первой была нанесена песочная, затем салатовая, и уж потом темно-зеленая. Если попробовать нанести салатовую поверх темно-зеленой, то одного слоя вам может не хватить, более темная краска «пробъет» более светлую, и светлая станет темнее.

Самое сложное место – лицо, у меня не очень получилось. Рисовать ресницы черной краской не советую, получится как у женщин, длиннющие! Всю растительность на лице лучше рисовать цветными карандашами – можно подправлять остро заточенным ластиком, растушевывать. У меня брови и ресницы нарисованы простым карандашом, при фотографировании они несколько «съелись» вспышкой, но все равно чуть видны. Щетина – по желанию. Губы также советую не красить другой краской, а чуть тонировать цветным карандашом.

Первая ошибка при покраске фигурок – использование блестящих красок и лаков. Тут и объяснять нечего, фигурки получаются неестественными, можно так сказать, идеально «мокрыми». Вот кожаная планшетка и ремни – другое дело, кожа должна чуть поблескивать, если новая. И еще сапоги…

Вторая ошибка – проведение тонких линий по выступающим частям с «заездом» в вогнутость, образуемую выступающей частью и основанием. Ремешок на каске выполнен именно с «заездом», краска моментально заполняет эту вогнутость и продолжает растекаться по поверхности. При нанесении тушью расшивки на технике данный эффект только приветствуется, при окраске фигурок он мешается. Черные ремни выполнены без «заезда», они более ровные. Можно, конечно, заклеивать границы скотчем, но все же лучше без него, поверхность геометрически сложная.

При окраске самое главное, как и в любом моделировании – раздобыть побольше информации, фотографий и т.д., чтобы не было потом явных «ляпов». А если вы на солдата повесите не тот нож или еще чего – не страшно, в бою захватил:)

Успехов вам, и побольше практики!

Источник