Самодельная декаль Люфтваффе и сателлиты 1/72
Изготовил на бумаге с прозрачной подложкой в двух экземплярах ч/б (без белого цвета) декаль с рабочим названием «Люфтваффе и сателлиты 1:72». Формат А6. Один экземпляр оставил целым, а второй подверг полноценным испытаниям.
Испытания проводились в условиях упрощённых для испытателя и, соответственно, в отягощённых для испытываемой декали. В частности, не соблюдались многие важнейшие регламенты окраски поверхности под декаль: температура окружающего воздуха, расстояние от источника факела до окрашиваемого объекта, режим сушки и проч.
Целью испытаний было установить:
- Переводимость, толщину, адгезию и прилегаемость декальной плёнки к обдекаливаемой поверхности
- Прочность слоя краски (тонера)
- Укрывающая способность отпечатанных (тонером чёрного цвета) участков декали в отношении контрастной (белый цвет) укрываемой поверхности, а также отсутствие оттенков и полнота прозрачности у не отпечатанных участков
- Привариваемость собственно декальной плёнки и стойкость изображения (тонера) к действию приваривающей жидкости
- Склонность к серебрению и короблению
- Укрываемость поля приваренной декали матовым лаком, единообразие с необдекаленной поверхностью (отсутствие глянцевитости)
Все вышеуказанные свойства было необходимо проверить потому, что декаль представляет собой не фабричную продукцию, а кустарное изделие, изготовленное в домашних условиях на декальной бумаге ноу-нейм. Предыдущая декаль (была изготовлена пять с половиной лет назад), которую разрабатывал я, а печатал не я, на принтере Ксерокс и на декальной бумаге Ксерокс, продемонстрировала ряд проблем, установить наличие/отсутствие которых и являлось целью проведённых испытаний. На этот раз печатал я сам на стареньком Canon LBP-810, который хорошенько разогрел пробной печатью на обычной бумаге. Заодно отладил яркость/контрастность печати.
В качестве поверхности под декаль использовался участок вакушки. Окрашивались только крылья. Слегка зашкурены перед покраской шкуркой 1500. В качестве грунтовки нанесён Руст-Олеум «белый гладкий». После недопустимо жёсткой сушки феном на нижние плоскости нанесены квадратные маски скотча Тэса. Верхние плоскости тоже тяп-ляп замаскированы. Напылён Маймери «небесный полуглянцевый», отдалённо RLM 76. Потом ещё одна недопустимо жёсткая сушка феном. Удалены маски. Поскольку напыление производилось на лестничной площадке и на расстоянии вытянутой руки (чтобы не доставать в праздники с антресолей покрасочный бокс), на одном из крыльев в месте границы цветов образовалась недопустимо явственная «ступенька», которая на макро-съёмке выглядит гораздо страшнее, чем есть на самом деле. Более того, применительно к цели испытаний эта ступенька только на пользу. Поля под венгерские ОЗ тяп-ляп намазяканы кисточкой водорастворимым глянцевым акриловым лаком Сонет. На верхние плоскости, оставленные белыми, лак не наносился. После сушки в течение суток при комнатной температуре произведено переведение двух немецких и двух венгерских ОЗ. Прозрачные поля вырезанных фрагментов за пределами собственно ОЗ не более 1 мм. За 15 минут до опускания в воду (чуть теплее комнатной температуры) на переводимые фрагменты кисточкой нанесён один слой Microscale Decal Liquid Film. Сразу после переведения каждый фрагмент приваривался спиртом-чистоганом. После сушки (12 ч при комнатной температуре) весь участок испытаний задут матовым лаком Крилон.
РЕЗУЛЬТАТЫ
- Бумага на ощупь казалась очень толстой, но на деле оказалось, что толщина собственно декальной плёнки нисколько не толще, чем у Академа, и даже тоньше, а толстая только сама бумага (гораздо толще, чем у любой привычной нам фабричной декали). Непредсказуемо и внезапно раньше времени в воде от бумаги не отстаёт, смещается разумным, удобным усилием. Прекрасно «обтекает» неровности, что хорошо видно в месте ступеньки (фото А). Несмотря на то, что фрагмент размещён косо, он идеально зацепился за край ступеньки, а где надо «затёк» внутрь. Идеальное «затекание» видно также в месте границы элерона (фото Б). При этом адгезию я оцениваю даже как избыточно сильную (см. ниже).
- Трещина в чёрном поле образовалась в результате силового вправления только что приваренного фрагмента на место мокрыми от спирта крабами. Усилие было неприемлемо сильным для любой декали. Ну и плюс избыточно (на мой вкус) сильная адгезия. Думаю, что стопроцентно из бежать подобного можно с помощью лёгкого задутия декали лаком, хотя сам никогда ничего подобного не делал.
- Укрывающая способность участков с тонером 100%, прозрачность участков без тонера идеальная. И то и другое особенно хорошо видно в районе ступеньки.
- Чистым спиртом приварилась насмерть, после высыхания растянулась/прилегла идеально.
- Серебрения-коробления-отставания нет в принципе.
- Избыточного глянца нет в принципе.