Роспись фигурок 1/35

Некоторое время тому назад я озадачился проблемой росписи фигурок, в частности лицами. Судя по тому, что в форуме частенько поднимаются вопросы из этой области, полагаю, что мой опыт может быть полезен кому-нибудь еще (кроме меня).

Внимание! Специальный выпуск! Не умеешь – научим, не хочешь – заставлять не будем…

После изучения содержимого интернета на эту тему за основу была взята технология описанная А. Ананченковым . Вообще материалов на эту тему достаточно много, но, ознакомившись с некоторым их количеством, я пришел к выводу, что придется собственную технологию отрабатывать самому.

В качестве «кошек» использованы 4 фигурки из «Dragon»-овского набора с королевским Тигром (Арденны). Работать я решил маслом по акрилу Tamiya. Из инструмента наиболее важны хорошие кисти малых номеров. Я пользуюсь синтетикой Da Vinci №10/0 и №5/0, а более крупные номера можно и подешевле. Растворитель – пинен (рекомендую как наименее вонючий, что-то хвойное есть в его запахе). Масляная краска у меня от «Невской палитры», Санкт-Петербург. Основные цвета для работы:

1. Белила (например титановые №101).
2. Сажа газовая №801.
3. Сиена жженая №406.
4. Охра золотистая (я заменил на индийскую желтую №228).
Кроме того, с течением времени я обзавелся ультрамарином светлым №501, глауконитом №702, кадмием красным темным №303 и №223 неаполитанской желто-палевой. Кстати, последняя ну о-о-очень медленно сохнет.
Итак приступим.

1. Cтрелок фольксштурма в камуфлированной каске и шинели.

Из доработок – ремень карабина – он выполнен из листовой жести, полукольца из проволоки. Руки отрезал, надрастил, в рукавах сделал заглубление и вклеил в него кисти рук. Все остальное по схеме.

Лицо писалось маслом по акрилу в течение, примерно, недели.

Примерная технология:

1. Задуваем основным телесным цветом из аэрографа (акрил).

2. Смешиваем основной телесный цвет из трех в соотношении прописанном в указанной выше статье. Он получается несколько темнее чем базовый.

3. Затемняем глазные впадины, тени на шее, за ушами, крылья носа. Все очень аккуратно и не сильно.

4. Примерно через час аккуратно растушевываем тени сухой кистью.

5. При необходимости п.3-4 повторяем.

6. После просушивания затемняем основной телесный цвет до темно коричневого цвета и рисуем им узкую полоску там, где будет глаз – очень тонкую. Это делается либо очень хорошей кистью, либо заточенной зубочисткой (думаю, стоит попробовать иглу от кактуса – тоньше некуда).

7. После высыхания (хотя бы сутки) рисуем глазное яблоко – основным телесным, разведенным белилами до очень светлого состояния (почти белый). Форма – в идеале сильно приплюснутый треугольник. Нарисованная в п.6 подложка должна немного вылезать из под-белка.

8. Еще через сутки рисуем зрачок – цвет не берите яркий, при фотографировании вылезет непременно. Лучше всего получаются карие. Можно добавлять зелень, голубой цвет – но чувство меры очень правильное чувство.

9. Далее высветляются выступающие части лица – нос, лоб. Это просто – ставится маленькая точка белил и через час смазывается пальцем или сухой кисточкой.

10. Губы рисуем чуть более темным телесным (добавить коричневой краски). Верхнюю лучше не трогать, нижнюю очень осторожно тоненькой линией.

11. Не получилось? Тогда берем пинен, зубную щетку и в ванну – мыться. Далее начинаем с первого или третьего пункта (смотря по тому, как хорошо отмыли).
2 3 4

На мой взгляд получилось достаточно интересно и уж точно неплохо для первого раза. Далее захотелось поэкспериментировать с маслом. Тут пошло не так гладко: основная задумка была пройтись складки и теневые места тонким прозрачным слоем черной краски – типа фильтр, а выступающие части — белым фильтром. В результате цвет фельдграу изменился до неузнаваемости. Если черный еще ничего, то белый фильтр добавил некоторой синюшности. Камуфляж на каске — акрил.

Интересный эффект получился на ботинках – этакие поюзаные боты (масло). Погоны рисовались кистью. Финально матовым лаком не покрывался.
В общем, довольно стрёмненький воин получился, кроме всего прочего, создается впечатление, что он лысый.

2. Стрелок фольксштурма в шинели и двусторонней камуфлированной куртке.

Из доработок по фигурке: ремень карабина – как и ранее. Кисти рук — также. Скрайбером проходимся по поднутрениям, швам и границам между ремнями и основной одеждой. Все остальное по схеме. Подгонка шинели из трех частей то еще удовольствие.

Лицо писалось маслом по акрилу в течение недели. Надо сказать, что основное время занимает сушка. Захотелось мне сделать голубоглазого фрица – сказано-сделано.

Пока держишь в руках – еще ничего, а вот сфотографировать нормально оказалось проблематично. Получился, видимо, типичный эффект кукольных глаз (по крайней мере на фотографиях). Камуфляж я отмывал дважды и красил трижды.

Результатом я не вполне доволен, но лучше чем два предидущих варианта. Со шнуровкой куртки явный перебор. Шинель вроде ничего получилась. На финальном этапе немного попачкал шинель и рукава куртки (наверное, не очень удачно подобран цвет грязи, но кто скажет, что такой не бывает?).

Финальное покрытие лаком Tamiya с матовой основой. Подобрать правильное соотношение достаточно сложно, а посему принял решение искать готовый матовый лак.
5 6 7

Итог: не фонтан, но лучше чем первый.

3. Стрелок фольксштурма в камуфлированной куртке и штанах.

Из доработок по фигурке: ремень MP-44 – как и ранее. Кисти рук — также. Скрайбером проходимся по поднутрениям, швам и границам между ремнями и одеждой. К котелку добавлена проволочная дужка. Каска обклеена бумажной салфеткой на жидком ПВА с целью симитировать маскировочный чехол – вроде живенько получилось (со второго раза, первый загубил попыткой раскрасить его акварелью – не вариант), плюс ремешок на каске. Все остальное по схеме.

Лицо писалось несколько дольше чем на предидущих – упрямо не выходили глаза, пришлось смывать по крайней мере дважды. В дополнение к основной технологии между 5 и 6 пунктами добавил легкий фильтр цвета №223. Камуфляж смывался по крайней мере три раза – пробовал разные схемы и технологии. На промежуточном этапе были более удачные варианты, но они гибли при смывке.

В конце концов после 2-х месяцев мучений с этим камарадом решил оставить тот, который сейчас. Вся фигурка залита Smoke.

Финальное покрытие попробовал матовый акриловый лак maimary – тихий ужас, блестит офигенно… Даже не разведенный и положенный кистью – он не матовый. Отрыл в закромах суперматовый лакModel Masters. Он меня и спас.
8 9 10 11

Итог: если не заострять внимание на рисунке камуфляжа, то очень даже ничего.

4. Стрелок фольксштурма в белом.

Из доработок по фигурке: ремень MP-44 – как и ранее, правда вместо жести решил попробовать фольгу (результатом доволен, но в работе более капризна чем жесть). Кисти рук — также. Скрайбером проходимся по поднутрениям, швам и границам между ремнями и основной одеждой. К котелку добавлена проволочная дужка, ремешок на каску, бинокль повешен на ремешок (фольга), со стороны линз высверлен и капелька Microscale для прозрачных деталей. Все остальное по схеме.
12

Каска покрашена в полевой серый и обработана сверху карандашом для имитации снега от Tamiya – вроде неплохо, на известку похоже.
13

Лицо окрашено по уже сформировавшейся технологии параллельно с третьим. Глаза получились достаточно выразительными. Попробовал добавить легкую небритость – по-моему, мне это удалось, хотя жена считает что он скорее выбрит до синевы. При покраске тушки (акрилом) применена техника прешейдинга. Основная проблема – научиться рисовать тонки линии аэрографом. Можно и кистью аккуратно но это не то, видны резкие границы.
14 15 16
Дальше все просто: теневые места заливаем черной краской, а потом жиденьким слоем заливаем белым. Главное не переусердствовать – черная краска должна слабо просвечивать через белую. Далее маслом прорисовываем ремни, с этого момента начинаются длительные промежуточные сушки.

17 18

Следующим этапом сделал смывку маслом (коричневый + зеленый + черный), фигурка стала поживее. Данная смывка не в классическом понимании, а по матовой краске. Смывку надо делать достаточно осторожно, а то поплывут ремни, впрочем, их можно потом подновить (есть еще вариант – поменять местами два вышеописанных мероприятия). Теперь можно развешивать фляги, сумки лопаты и пр. (само собой предварительно раскрашенные, но не тонированные). Далее тонируем всю фигурку с обвеской и заливаем все дымком. В финале покрываем суперматовым лаком Model Masters, отдельные места корректируем полуматом от Humbrol. Приклеиваем голову и на временную подставку – готово дело!
19 20 21

По-моему, получилось очень даже ничего! Только каска предательски блестит

Вывод.

22

Как общий недостаток были указаны слишком темные цвета лиц. Полагаю, что на последних двух фигурках – цвет приемлимый, мне нравится. Прогресс несомненно есть, здесь описано 4 фигурки, в промежутках между 1 и 3 было еще пара летчиков в 1:32, но с ними как-то не мучился, написал лица, раскрасил остальное да посадил в кокпит. Новых технологий на них не осваивалось, только набивал руку на лица. Как бы то ни было, я решил замахнуться на 1:16. На данный момент ведется работа над «Dragon»-овским парашютистом (который с FG-42) – но о нем позже.

Для себя сделал вывод, что масштаб 1/35 для учения наиболее удобен, хотя под конец уже и глаза болели при длительной работе с мелочёвкой. Основное удобство именно в размере – на более крупных фигурах с лицами все гораздо сложнее, а на 1:48 и особенно 1:72 работать придется под микроскопом. Кроме того, достаточно важно качество самих фигурок – работа, равно как и результат, должны приносить удовлетворение, а с плохой заготовки «конфетку» сделать много сложнее.

Масло удобно для неторопливой работы – безвозвратно испортить фигурку просто невозможно, всегда есть возможность смыть краску (целиком или местно) и начать заново. В этом вопросе все ограничивается только вашей усидчивостью. Телесный акрил от Tamiya, на будущее, решил осветять.

Коротко говоря, я своими кошками доволен. Последнего и на диорамку воткнуть не зазорно (если руки дойдут). Еще несколько штук – и достану из закромов «Танковского» нашего танкиста в зимнем наряде (качество литья просто песня!).

P.S.1
Отдельное спасибо Михаилу XIII и Егору (Karter) за конструктивную критику и подсказки по технологической части.

P.S.2
Я намеренно публикую всех четверых, чтобы были видны все мои ошибки в пошаговом режиме. Мне кажется, что в таком ключе статья несколько более полезна, чем если бы я написал только о последнем экземпляре. Так что пользуйтесь. Постараюсь ответить на все вопросы, вызванные данной статьей.

Источник